logo

О подборе свечей зажигания
Robot
#1 Оставлено : 21 декабря 2016 г. 12:32:35(UTC)

Ранг: Специалист

Группы: Administrators, Модератор, Зарегистрирован
Зарегистрирован: 07.02.2014(UTC)
Сообщений: 153


От характеристик свечей зажигания зависит большинство параметров работы двигателя внутреннего сгорания.

Свеча зажигания является типичным расходником и, вроде бы, не должна вызывать никаких вопросов при замене. Но при их выборе и эксплуатации нередко возникают определенные сложности, которые могут отразиться на работоспособности других элементов системы зажигания и даже двигателя в целом.

Выбор свечи при замене нередко ограничивается предложением разных марок и останавливается на наиболее раскрученной – той, которая на слуху или с оптимальным соотношением цена-качество.

Свеча призвана давать искру в любых условиях эксплуатации и при любой температуре. Причины, почему это иногда осложнено или совсем не происходит, автомобилиста не волнуют. Возрастающие темпы жизни и требования к технике приводят к увеличению сроков проведения ТО. Именно поэтому промышленность послепродажного обслуживания всегда озадачена поиском новых решений и технологий. Но в разнообразии ассортимента нередко перестает ориентироваться не только автолюбитель, но и профессионал.

Свеча играет важную роль в процессе зажигания и поэтому предъявляемые к ней требования крайне высоки и противоречивы. В одно и то же время свеча должна противостоять многим внутренним и внешним неблагоприятным факторам:

внутри она подвержена воздействию разных циклов работы двигателя, что связано с работой при высоких температурах, давлении, контакте с агрессивными газами, техническими жидкостями, топливом;
внешне на нее воздействуют фактор низких температур, влажности, загрязнения.
Свеча должна не только выдержать эту разность температур, давления, рабочей среды, обладать отличными теплоотводящими свойствами, но и обеспечивать бесперебойное искрообразование при любых условиях эксплуатации.

Это значит обеспечить зажигание при высочайшем давлении до 80 бар, температурах до 1000°C и напряжении, которое порой превышает 30 кВ. Кроме всего прочего свеча работает в режиме постоянных вибраций двигателя. Поэтому искрообразование только на первый взгляд кажется обыденной вещью, на практике же - это настоящее испытание свечи на прочность и работоспособность.

В связи с этим, материалы, которые применяются в свече, выбирают исходя из их возможности противостоять постоянным критическим и, порой, экстремальным нагрузкам. Токопроводящий материал электродов является той частью свечи, которая наиболее интересует инженеров и побуждает их к дальнейшему поиску и экспериментам. Именно от электродов зависит возможность искрообразования в условиях большого давления, низких температурах, некачественном топливе и других неблагоприятных условиях.

Какие варианты?

Стандартным материалом, из которого изготавливаются электроды, является никелевый сплав. Никель получил наибольшее распространение из-за своей относительной доступности и возможности противостоять тепловой коррозии и огромным температурным нагрузкам. Никелевые сплавы проходили свой путь технологического совершенства десятки лет, но несмотря на то, что их показатели намного выросли, современное моторостроение требует все более новых технологических решений. Чтобы улучшить показатели теплопроводности электродов их делают биметаллическими – наружная часть остается никелевой, а сердцевина выполнена из меди.

В свечах с никелевыми электродами многократное воздействие искры со временем создает выработку, что меняет технологический зазор между электродами и ухудшает эксплуатационные характеристики. Поэтому свеча требует замены.

Для того чтобы увеличить ресурс свечей, своеобразным решением могло бы стать увеличение диаметра электрода. Но вместе с этим ухудшаются показатели зажигания и напряжение должно также увеличиться. Согласно науке, для улучшения токопроводимости диаметр электрода должен быть меньше, а оптимально не должен превышать 2,5 мм. Это задает вектор решения не в пользу увеличения электрода, а в пользу поиска иных подходов и материалов.

На свече лежат основополагающие функции, которые отражаются на параметрах двигателя. Первым фактором является скорость, с которой распространяется воспламенение, а также его интенсивность при приближении к верхней мертвой точке. Это отражается на показателях экономичности двигателя.

Сама скорость воспламенения и распространения пламени напрямую зависит от зазора между электродами и температуры искры. Например, с целью увеличения длины очага или искры применяют ряд хитрых решений. Так называемая "скользящая" искра, образуется с помощью особой формы боковых электродов и позволяет увеличить длину разряда, скользя даже на изолятор.

Эффективным способом является применение нескольких свечей в одном цилиндре, открытое искровое пространство и так далее. Но что делать, когда мощность и скорость возрастают, а с ними растут предъявляемые требования к зажиганию?

Мировые экологические стандарты постоянно растут, что неминуемо влечет с собой уменьшение расхода топлива и дожигание смеси. Сама смесь при этом становится крайне обедненной. Кроме экологии разработчики двигателей последних лет все чаще закладывают увеличенные интервалы техобслуживания, а водители все больше переходят на альтернативное более дешевое топливо. Все это выдвигает к свечам все новые и новые требования. В таком случае для того, чтобы обеспечить стабильное искрообразование в свечах применяется особый, зачастую редкий или даже ценный металл.

Наиболее подходящими металлами оказались одни из самых дорогих: платина, иридий, иттрий, титан. Самым компромиссным вариантом в денежном эквиваленте оказалось также недешевое серебро. Применение именно этих материалов оправдано с позиции их высочайшей износостойкости и температуры плавления, что позволяет увеличить ресурс работы свечей.

Драгметаллы позволяют уменьшить диаметр электрода, что улучает токопроводимость и фронт пламени свечи, а также уменьшает необходимое напряжение искры. Показатели прочности, жаростойкости, теплопроводности, стойкости к коррозии редких металлов также намного превосходят показатели стандартных никелевых сплавов.

Ввиду дороговизны применяемых материалов, их использование в свечах зажигания оправдано лишь в комбинированном или частичном вариантах. Есть ряд технологических способов экономии дорогих материалов, одним из которых является сплав никеля с добавлением ценных примесей: например, никель-титановые или никель-иттриевые сплавы. В других случаях электрод может покрываться драгоценным металлом слоем в несколько микрон или к концу никелевого электрода напаивается наконечник из драгметалла. И, несмотря на то, что ресурс свечи возрастает в 2-3 раза, их стоимость даже с учетом экономии возрастает нередко в 5-6 раз.

Многоэлектродные свечи

Мода на многоэлектродность возросла с желанием ездить независимо от наличия на свечах нагара и состояния остальных элементов системы. Сначала прорывом в отрасли считалось наличие двух электродов, но со временем их количество возросло до трех или даже четырех на одной свече.

Что это дает?

Площадь боковых электродов увеличивается кратно количеству электродов, что позволяет искре, даже в случае слабой силы тока или сильного загрязнения поверхности, легче найти точку для разряда.

Но тут есть нюансы.

Импульс тока создает только одну искру за раз, все остальные боковые электроды остаются без дела. Искра будет возникать там, где существует наименьшее сопротивление. И под воздействием времени, нагара и износа наименьшее сопротивление имеют разные боковые электроды, отчего путь искры меняется.

Фактически получаем увеличенный ресурс работы свечи, по сути кратный количеству боковых электродов. Если ресурс свечи с одним боковым электродом равен 25-30 тыс. километров, то двухэлектродные могут выхаживать 50-60 тыс. км, трехэлектродные до 90 тыс. км, а четырехэлектродные в пределах 100 тыс. км.

Так зачастую рассчитывают ресурс "многоэлектродников" автолюбители и многие сотрудники СТО. Но это в теории, а в жизни свечи нужно менять, потому что центральный электрод тоже не вечен. Добавим сюда неблагоприятные факторы отечественного топлива, работы в пробках, нестабильности работы двигателя. Получим оптимальное число работы многоэлектродных свечей с,окращенное на 15-20% от предполагаемого.

Даже несмотря на то, что многоэлектродные свечи стоят дороже классических, а ресурс также будет увеличен, все же лучше поменять их немного раньше, чем хочется. И не получить дополнительных проблем и осложнений.
Пользователи, просматривающие эту тему
Guest
Быстрый переход  
Вы не можете создавать новые темы в этом форуме.
Вы не можете отвечать в этом форуме.
Вы не можете удалять Ваши сообщения в этом форуме.
Вы не можете редактировать Ваши сообщения в этом форуме.
Вы не можете создавать опросы в этом форуме.
Вы не можете голосовать в этом форуме.

Grey-Grey Theme Created by Ingo Herbote (WatchersNET.de)
Форум YAF | YAF © 2003-2010, Yet Another Forum.NET